среда, 16 июня 2010 г.

Открытое письмо А. Кужель по поводу недостатков проекта налогового кодекса

Уважаемая Александра Владимировна,

Спасибо за Ваше беспокойство о проблемах рядовых предпринимателей. Хотим обратить ваше внимание, на то что законопроект нового Налогового Кодекса, который должен вступить в силу с 1 января 2011 г. представляет потенциальную угрозу для украинского рынка информационных технологий и смежных отраслей.

Проект Налогового кодекса (в редакции, доступной по адресу http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=37984) содержит в себе ряд пунктов, фактически делающих невозможной предпринимательскую деятельность самозанятых специалистов в области информатизации, производителей программного обеспечения и консультантов в области ИТ. Специфика деятельности этих специалистов такова, что они часто оказывают услуги зарубежным клиентам с использованием сети Интернет, что с позиций нынешнего законодательства квалифицируется как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД).

Однако, проект Налогового кодекса может "загубить" возможность нашего государства закрепить успехи в отрасли информационных технологий. Пункт 2.2 статьи 2 главы 1 раздела XiV проекта Кодекса содержит прямой запрет на ведение внешнеэкономической деятельности на условиях упрощенной системы налогообложения:
"2.2)Спрощена система оподаткування не поширюється на:
...
2.2.1) суб’єктів господарювання (юридичних осіб та фізичних осіб – підприємців), які здійснюють:
к) оптову та роздрібну торгівлю через мережу Інтернет;
м) діяльність у сфері інформатизації;
о) зовнішньоекономічну діяльність;
2.2.2) фізичних осіб – підприємців, які здійснюють:
ґ) діяльність у сфері інжинірингу, геології та геодезії;"

Таким образом, деятельность в области информатизации и продажу продуктов и услуг в сфере информационных технологий через сеть Интернет с 1 января можно будет вести только на общей системе налогообложения. Самозанятый специалист в области информатизации как правило не может квалифицированно осуществлять бухгалтерскую и юридическую поддержку своего бизнеса в объеме, необходимом для ведения учета с исполнением всех требований общей системы налогообложения, особенно с использованием ВЭД. Предполагаемые изменения вносят существенные и необоснованные препятствия для субьектов предпринимательской деятельности.

Принятие нового НК в текущей редакции неминуемо приведет к следующим негативным последствиям:

* Отток высококвалифицированных кадров в другие страны - новый виток "утечки мозгов"

* Тенизация IT-рынка Украины

* Уход капитала на более дешевые рынки информационных услуг (Россия, Беларусь, Индия, Китай, Румыния и т. д.)

* Уменьшение валютных поступлений в страну

* Стагнация и деградация информационных технологий в Украине

* Дальнейшее ухудшение международного имиджа Украины как страны, стремящейся законсервировать отсталость технологий и экономического уклада.

Чтобы не допустить этого, мы, инициативная группа самозанятых специалистов в области информатизации, предлагаем убрать из проекта Налогового кодекса запрет на ведение деятельности в области информатизации и внешнеэкономической деятельности на упрощенной системе налогобложения, или заменить формулировку на такую, которая позволяет заниматься ВЭД, связанной с производством, продажей и экспортом продуктов информационных технологий и услуг в этой области. Более конкретно:

* В пункте 2.2.1 статьи 2 главы 1 раздела XiV

* Удалить подпункт "м) діяльність у сфері інформатизації;";

* Заменить "к) оптову та роздрібну торгівлю через мережу Інтернет;" на "к) оптову та роздрібну торгівлю через мережу Інтернет, окрiм продажу товарiв та послуг у сферi iнформатизації;", или на на "к) оптову та роздрібну торгівлю фiзичними товарами через мережу Інтернет" или удалить этот подпункт;

* Заменить "о) зовнішньоекономічну діяльність;" на "о) зовнішньоекономічну діяльність, окрiм зовнішньоекономічної діяльністi у сферi iнформатизації", или удалить этот подпункт;

* В пункте 2.2.2 статьи 2 главы 1 раздела XiV

* Заменить "ґ) діяльність у сфері інжинірингу, геології та геодезії;" на "ґ) діяльність у сфері геології та геодезії;".

Пояснительная записка


О роли самозанятых специалистов в экономике

Деятельность самозанятых специалистов:

* Не требует расхода природных или иных невосполнимых ресурсов Украины

* Приносит в страну валюту, положительно влияя на платежный баланс Украины

* Создает положительный образ Украины как страны с отличными IT специалистами, а не страны с Чернобылем и газовой трубой.

* Неявным образом обеспечивает оборот средств внутри страны, стимулируя производство, строительство и т. д., поскольку деньги не уходят за рубеж.

* Позволяет выпускникам технических ВУЗов получить первую работу и работать согласно специальности.

* Обеспечивает потенциальную возможность создания новых рабочих мест, т. к. зарубежный заказчик желает не только найти здесь одного качественного специалиста для найма, но и в перспективе иметь полноценных партнеров для расширения сферы деятельности. К примеру, создание одного лишь веб-сайта для какой-либо компании США в дальнейшем может перенести весь процесс разработки программных продуктов этой компании в Украину, а это означает несколько десятков обеспеченных работой специалистов.

Таким образом, подобная деятельность является очень полезной для экономики и нуждается в поддержке со стороны государства, которая может выражаться просто в создании благоприятных условий для деятельности, как это происходит в большинстве стран которые обладают достаточным уровнем потенциала работников в области информационных технологий, как-то Индия и Китай. Так, для сравнения - В 2007 году доходы Китая в отрасли программного обеспечения и информационных услуг составили около 83 млрд долларов; были подписаны соглашения об экспорте компьютерных программ на сумму 2 млрд долларов США (прирост на 65 процентов). При этом зачастую американские заказчики предпочитают сотрудничество со специалистами из стран бывшего СССР, потому что их уровень подготовки выше, чем у китайцев и индусов; также наших специалистов ценят за способности решать сложные проблемы.

О месте Украины в глобальном рынке информационных технологий

Современная мировая экономика, как известно, с конца прошлого века находится в процессе перехода от индустриального уклада к постиндустриальному (информационному). Мир становится еще более глобальным, взаимозависимым, связанным между собой при помощи Интернета, и в нем все большую роль начинают играть не только новые отрасли экономики, но и новые формы занятости и бизнеса. С каждым годом увеличивается количество бизнесов, которые не просто продают через Интернет то, что раньше продавали бы традиционными способами — но и получают принципиально новые возможности. Помимо создания новых компаний - "стартапов", все больше специалистов открывают для себя возможность работать не с одним работодателем, физически ограничиваясь рамками офиса/города/региона, но и сотрудничать с множеством заказчиков, находящихся в разных частях света, оказывая им услуги через Интернет и через него же получая за них оплату. С развитием Интернета, компьютерных и других технологий ассортимент разновидностей такой деятельности все возрастает; на независимое сотрудничество (фриланс) переходят даже представители традиционно консервативных профессий — бухгалтера, юристы и др. Помимо индивидуальных форм деятельности, новое разделение труда предусматривает и передачу функций целых отделов корпораций на внешний подряд — аутсорсинг. Аутсорсинговая компания, к примеру, центр технической поддержки корпорации Майкрософт, может размещаться в любой точке Земли — там, где корпорация найдет наиболее подходящие человеческие ресурсы, политическую стабильность и благоприятный налоговый климат. Это может быть Индия, Ирландия, Китай, Египет, Россия... или Украина.

Очевидно, что развитие информационной сферы на этом не закончится, и в ближайшее десятилетие еще больше фирм будут продавать свои товары и услуги через Сеть, еще больше использовать труд разбросанных по всему миру фрилансеров и аутсорсинговых центров, еще больше жителей планеты получат возможность сотрудничать с заказчиками, где бы они ни находились, создавать Интернет-магазины и другие полезные сервисы, открывать у себя на родине аутсорсинговые и другие ИТ-компании, приносящие в страну валюту и создающие высококвалифицированные рабочие места. Все вместе это предоставит новые возможности и для банкинга, других финансовых услуг, обеспечит дальнейший устойчивый рост мировой экономики, повысит ее эффективность, снизит ресурсозависимость, в значительной мере выровняет дисбалансы в уровне жизни, что уже произошло в первом десятилетии 21 века благодаря первой волне информатизации. Украина в значительной мере использовала возможности этой волны, но кризис показал, что для дальнейшего использования преимуществ информатизации перед страной встают серьезные вызовы. Одним из главных барьеров для успешного развития украинской экономики в глобализирующемся мире является сложность открытия и ведения бизнеса - как для украинских предпринимателей, так и для инвесторов.

Что же предпринимается новой украинской властью для улучшения бизнес-климата, в частности в сфере налогообложения (по сложности которой мы который год занимаем позорные 181-182 места из 183), в отношении таких стратегических для наступающего будущего отраслей, как ИТ, и таких перспективных ее направлений, как Интернет-коммерция, фриланс, аутсорсинг, коммерческая разработка ПО и прочая деятельность, связанная с информатизацией? Учитывают ли авторы НК не только текущее состояние вещей, но и перспективы?

На мировом и отечественном рынке программных продуктов - большая конкуренция. Именно упрощенная система налогобложения - а точнее, один "кумулятивный" платеж в бюджет и простая квартальная отчетность - является ключевым фактором, обеспечивающим возможность ведения предпринимательской деятельности в этих областях специалистами-одиночками. Переход на общую систему налогообложения для самозанятого специалиста означает совершенно недопустимые затраты времени и сил на подготовку фискальной отчетности и общение с государственными органами и фондами. Необходимо рассмотреть существующую практику Индии и Китая по отношению к бизнесу связанному с информационными технологиями. У нашей страны и наших специалистов есть все возможности, чтобы вывести нашу страну в лидеры мирового рынка по информационным технологиям. Конечно, сложно конкурировать с Китаем, но Румынию мы точно смогли бы опередить.

В перспективе необходимо:

* Законодательно определить нормативное поле в сфере предпринимательской деятельности по предоставлению информационных услуг, разработки ПО и электронной коммерции

* Разработать согласованную, простую и прозрачную процедуру налогообложения и контроля предпринимательской и независимой профессиональной деятельности в сфере ИТ, учитывающую особенности этих видов деятельности, их перспективы и значение для страны, и предотвращающую при этом злоупотребления, характерные для старой упрощенной системы.

12 комментариев:

  1. На "Слэшдоте" уже обсуждают: http://news.slashdot.org/story/10/06/15/2256227/In-Ukraine-IT-Freelancing-Under-Threat

    Моё мнение:

    Ситуация вокруг использования СПД на фиксированном налоге для работы программистом очень сложная.

    С одной стороны все должны платить налоги и даже сейчас (давайте будем честными) мы потребляем госуслуг больше, чем платим за них.

    С другой - применять традиционный для запада подход в стране с огромной разницей в доходах несправедливо.

    Иными словами, должно быть какое-то переходное решение для людей с доходом значительно выше среднего.

    Нынешняя схема себя изжила. Но новая должна быть эффективной, а не возвращать всех в "чёрные схемы". Какой она может быть?

    1. Освобождение от налога части дохода, превышающей 100 тысяч гривен (цифру можно обсуждать).

    2. Резкое сокращение большинства декларативных обязательств государства: никакой раздачи земли, недвижимости и огромных социальных пенсий.

    3. Обязательное рассмотрение собственности, как важнейшей составляющей богатства и введение её в налоговую базу.

    4. Быстрый рост минимальной оплаты труда, но с расширением свобод предпринимателей: http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/4849694.stm

    5. Тотальный отказ от перекрёстного субсидирования и введение рыночных цен на общественный транспорт и услуги ЖКХ.

    ОтветитьУдалить
  2. +1
    В случае принятия закона, предлагаю всем дружно свалить за границу

    ОтветитьУдалить
  3. +1
    жаль только, что мало кто из депутатов это прочтет
    а еще более жаль, что врядли кто из тех, кто стадом голосовал ЗА, новый налоговый кодекс читал

    ОтветитьУдалить
  4. skovalyov, простите, а какие "гос услуги" я потребляю?

    Медицина? я уже забыл когда последний раз рассматривал вариант пойти в поликлинику и бесплатно полечится.

    Милиция-суды? Уже давно пользуюсь принципом держатся от них как можно дальше. Хотя прямо сейчас я полтора года пытаюсь вернуть ворованные деньги, и даже имея распоряжение суда, даже после принятие на исполнение государство не может обеспечить мои конституционные права - просто вернуть то, что у меня украли (банк Надра).

    что еще?

    Почему мы, кто умеет зарабатывать, должны оплачивать новые машины, новые земельные участки и дачи тем, кто работает по 2-3 часа в неделю. И то работа - распределить кому какой пай пирога пойдет.

    Если им 450 грн/месяц мало (200 ЕН + 250 доплаты в ПФ) мало было, то придется искать другие способы. Или действительно сваливать, благо мозги все так же нужны, и есть кто реально ценит их.

    Похоже все идет к тому, что было в 90ых - попытки "срезать" как можно больше денег, не волнуясь о том, что будет после них.

    ОтветитьУдалить
  5. 2 skovalyov

    > С одной стороны все должны платить налоги и даже сейчас (давайте будем честными) мы потребляем госуслуг больше, чем платим за них.


    Какие конкретно гос.услуги вы имеете ввиду?

    ОтветитьУдалить
  6. да, какие услуги мы потребляем? Например я плачу налог на дорогу, но машину убиваю по кривым дорогам, кому тогда я плачу этот налог? Со всем остальным тоже самое

    ОтветитьУдалить
  7. Мы должны будем платить за то, чтобы в любой поликлинике услышать от врачей, у которых ЗП мизерная и ее задерживают, что у них нет денег на лечение. Каждой медсестре надо заплатить за то чтобы тебе сделали укол

    В судах нет почтовых марок, чтобы выслать элементарное письмо к каждому заявлению надо прикладывать конверт и марки.

    В стоматологии бесплатной НАДО КУПИТЬ страховку, чтобы тебя приняли

    В милиции надо ДАТЬ НА ЛАПУ чтобы тебе выдали справку в срок

    Загран паспорт надо ждать 3 месяца вместо 3 недель, потому что правительство не заплатило за бланки

    ЖЭК не может отремонтировать ваше, так как у них на это денег.

    Дорогииии... Да их не то что нет. Украина - один сплошной танкодром

    И Вот За ЧТО?! За что мы должны платить такие налоги и терпеть сложности с отчётностью? Чтобы чья-то 18 летняя дочь каталась на Порш панамера, мазератти, бугатти, ферарри (все машины видел в течении недели в Донецке, и кто их водит тоже)

    ОтветитьУдалить
  8. +1 разумеется.
    Журналистов к этому делу надо привлекать. А то блоги всё равно никто не прочтёт, даже если дать прямую ссылку.
    У депутатов только одна надежда, протянуть это дело по тихому, пока никто не заметил и урвать кучу штрафов на провтыкавших. А вот когда потом пойдёт волна - включат заднюю, опять же, не сразу. А может и не включат, ежели наглость позволит.

    ОтветитьУдалить
  9. +1
    Похоже, нас хотят вытолкнуть в тень, чтобы стричь капусту на карман с каждого из нас по-отдельности, и естественно мимо бюджета.

    ОтветитьУдалить